Зачем заниматься каллиграфией?

Материалы

Каллиграфия в обычной жизни уже не имеет прежнего значения, люди практически перестали писать от руки. Но, тем не менее, красивое письмо имеет свое применение в книжной, рекламной и плакатной графике.

Современные каллиграфические шрифты неограниченно разнообразны, изменяются плотности, наклоны, пропорции, жирности, декоративности шрифта. Для каждой цели можно создать собственный шрифт, соответствующий содержанию и назначению надписи.

Возникает вопрос — а нужна ли каллиграфия в эпоху компьютерных технологий ?

Разве, что подписать от руки открытку к юбилею. Печатным шрифтом –это  не очень хорошо для такого случая. Нужен красивый почерк, имитирующий каллиграфический.

Конечно, красиво писать можно и с помощью компьютера. Но это уже не творчество, раскрывающее человека. Ведь когда человек пишет, он мыслит, думает не только о содержательной части, но также и о внешней, выразительной части написанного. Мы творим сердцем, душой и рука это инструмент этого творчества.

Каллиграфия, игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

У ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза, которая заключается в следующем:

— исключает ошибку и помогает правильно понять текст;

— не вызывает раздражение у читающего;

— дисциплинирует мысль во время письма;

— полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;

— обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;

— говорит в пользу вашего характера.

Усилить аргументы в пользу красивого почерка можно вспомнив записи в медицинских карточках, которые делают сотрудники медицины.

Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из самых важных проблем образования.

А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя.

В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет.

Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса, пробудить способность к восприятию искусства.

Хотя и после революции уроки не упразднили, а лишь переименовали в чистописание.

Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.

Но и это ещё не всё. Самое главное – письмо было Отрывным.

Однако в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток прошлого, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе.

В результате, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма).

Хотя правильнее было бы учить малышей писать сначала карандашом, а уже затем давать шариковую ручку.

Во многих странах дети, пока учатся писать, пишут в рабочих тетрадях карандашами, исправляют столько раз, сколько нужно, и им за это оценку не снижают. А уж тем, кто умеет писать красиво и без исправлений — тем дают пёрышко!

Качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть – это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины.

Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером — усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.

*****

Президент Национального союза каллиграфов Петр Чобитько на своих занятиях учит:
галкаШариковую ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек – закрепощены; перо нужно обхватить нежно, «иначе блокируете дыхание, движение тела. Линию делаем на выдохе. Сидим ровно, на перо не наступаем – оно на цыпочках движется».

галкаРаботаем не пальцами, а всем телом, как рычагом, – наставляет каллиграф, пока мы, как водители-чайники, опасливо трогаемся с места в верху буквы и ме-е-едленно ползем пером вниз.

галкаПри каллиграфии всегда идет этот счет, внутренняя работа. Это рисовать можно, и жуя бутерброд, и смотря телевизор. Если возьмешь перо, уже ничем параллельно заниматься не сможешь.

Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас тоже  есть неполная замена перу – перьевая ручка. Когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.

Когда же мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь.

В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

*****

Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.

Чистописание/каллиграфия развивает мелкую моторику рук и тем самым развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (~1/3) в коре головного мозга.

В рамках социально значимого проекта Городской центр созидательного досуга «Русский дворец интересов» мы предлагаем вам занятия этим прекрасным видом искусства, который становится всё более популярным.

В следующей публикации — обзор литературы по каллиграфии.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»

Русский Дворец Интересов